На главную страницу сайта "РАЗНООБРАЗИЕ"
Главная страница сайта
Мои программы Немного истории Рыбки Халява или шара Гостевая книга
Отборные игры и мои программы Военная история и техника Рыбки и все про них Халява или шара Моя гостевая книга

Галеры и полугалеры

    Список всех галер и полугалер:

    В класс "галеры и полугалеры" собраны практически все боевые корабли, имевшие в качестве движителя вёсла. В средние века, задачи, которые выполняли галеры, были разнообразными и перечислять их не имеет смысла. В античные времена, галеры разбивались на классы по некоторым критериям, поэтому задачи тоже были разнообразными. Приведу примеры известных мне классов античных галер. Пентера - галера с пятью ярусами гребцов; триера - галера с тремя ярусами гребцов; бирема - галера с двумя ярусами гребцов; либурна - галера с одним ярусом гребцов.

    Галеры, эти парусно-гребные суда, были известны ещё в античные времена. На протяжении многих веков их конструкция развивалась и совершенствовалась, и на рубеже XVII и XVIII веков многие страны Средиземноморья имели мощные галерные флоты.

    Петр I, создавая боевой флот для подготовки ко второму Азовскому походу, решил, что именно этот тип судов является наиболее подходящим для действий в устье Дона и на Азовском море: галеры обладали хорошей менёвренностью и имели по сравнению со многими другими кораблями малую осадку. При этом они несли достаточно мощное артиллерийское вооружение, способное бороться с морскими силами противника.

    Образцом для первых русских галер послужила двухмачтовая 16-баночная галера (банками на галере называли скамейки для гребцов), заказанная в Голландии в 1694 году. Её длина составляла 38,1 м, ширина 9,1 м, осадка 1,8 м. Галеру доставили в Архангельск в разобранном виде. Точнее было бы отнести это судно к типу полугалер, но в документах того времени (из-за отсутствия чёткого разграничения) она во всех случаях именовалась галерой. К весне 1696 года корабль собрали в подмосковском селе Преображенском. По её образцу там же, в Преображенском, начали строить детали корпусов новых галер (фактически полугалер). Затем заготовки направлялись для сборки в Воронеж. В дальнейшем и саму "образцовую" галеру переправили в Воронеж в разобранном виде. Благодаря такому методу организации строительства дела шли быстро - уже к апрелю 1696 года в Воронеже было спущено на воду 23 галеры, имевшие по три трёх- или пятифунтовых пушки каждая.

    Командирами галер Пётр I назначил офицеров Преображенского и Семёновского полков. Сам царь принял на себя командование одной из этих однотипных галер, названной "Принципиум". Команды гребцов формировались в основном из солдат также Преображенского и Семёновского полков, однако часть гребцов на галерах в этот период составляли каторжники и пленные татары и турки. Вскоре от использования подневольного труда каторжников и пленных на русском гребном флоте отказались. Гребцами были или солдаты, или нанятые "работные люди" - такой экипаж позволял действовать гребному флоту активнее, смелее и полностью использовать преимущества этого типа судов. В дальнейшем, уже после смерти Петра I, французский посол в России Шетарди со смешанным чувством недоброжелательства (поскольку он был противником выхода России к Балтике) и зависти вынужден был признать, что "Пётр Великий сумел внушить находившимся в его распоряжении войскам мысль о почёте, связанной с должностью, обыкновенно исполняемой каторжниками; и даже гвардейцы считали бы для себя оскорблением не участвовать в гребле на перевозящей их галере, из этого проистекает... что галера, заключавшая в себе, по-видимому, немного народу, высаживает, пристав к берегу, от 400 до 500 вооружённых людей".

    При взятии 19 (29) июня 1696 года турецкой крепости Азов в составе русского флота участвовали 23 двухмачтовые галеры, построенные "по голландскому образцу", и именно они сыграли решающую роль. Благодаря им город был отрезан от моря, и его гарнизон, не имея возможности получать подкрепления, сдался.

    В 1697 году в Воронеже началось строительство (а не только сборка) сразу 17 разнообразных галер. Они имели 20-24 банки, их длина составляла 41,7-53 м, ширина 5,5-7,3 м, глубина корпуса 1,8-2,7 м. Вооружение каждого судна состояло из 21-27 пушек, из них три шести- и двенадцатифунтовые, а остальные - фальконеты на вертлюгах. В дальнейшем Пётр I решил строить для Азовского флота галеры меньших размеров.

    При создании Балтийского флота галеры и полугалеры также составляли значительную его часть. Они полностью оправдали себя в условиях боевых действий на Балтике: в шхерах, на мелководье, в штиль. Наряду со скампавеями Полугалера (полугалерами) они участвовали в ледовом походе к Выборгу в 1710 году, в походе к Гангуту в 1714 году, в бою у острова Гренгам в 1720 году. В течение 1714-1720 годов отряды гребных судов русского флота неоднократно высаживали десанты на шведское побережье.

    Строительство галер для Балтийского флота началось на основанной в 1703 году Оленецкой верфи (на реке Свирь). 1 октября 1703 года корабельный мастер Яков Кол заложил на Оленецкой верфи 13 полугалер, имевших по 10-12 банок, длиной 17,4 м, шириной (с постицами) 3,1 м. С 1712 года галеры и полугалеры стали строиться на верфи, созданной в Санкт-Петербурге. Учитывая специфические особенности Балтийского театра военных действий (шхеры, мелководье, неустойчивые ветры), Пётр I создал шхерный гребной флот, основу которого составляли полугалеры, или скампавеи (итал. sampare - исчезать и via - прочь). Они имели длину 36,6-39,6 м, ширину 4,8-5,5 м и небольшую осадку. Эти суда были одно- и двухмачтовыми, с косыми парусами, имели до 18 пар вёсел и могли вместить до 200 человек. Их вооружение составляли три - шесть 12-фунтовых пушек и 16-20 басов (1- 2-фунтовые фальконеты). Отечественные галеры и скамповеи лучше были приспособлены для действий в прибрежных районах, чем большие шведские парусные корабли. 27 июля (7 августа) 1714 года русский флот в составе 99 галер и полугалер под командованием генерал-адмирала графа Ф.М.Апраскина (авангардом командовал Пётр I) одержал первую крупную морскую победу над шведами в Гангутском сражении, а 27 июля (7 августа) 1720 года 66 гребных судов под командованием генерала М.М.Голицына одержали не менее славную победу у о. Гренгам.

    Своеобразная конструкция парусно-гребных судов влекла за собой и специфическую терминологию. Носовая часть галеры Полугалера (полугалеры) - таран, приподнятый над водой, имел название "шпирон"; баковая надстройка, закрывавшая носовые орудия и артиллеристов, - "рамбат". Вынесенные за борта на специальных кницах брусья со штырёвыми уключинами (шкармами) для вёсел назывались "постицы". По диаметральной плоскости галеры от рамбата до тендалета (лёгкого навеса на юте) шёл помост - "куршея". Фок-мачта на галере называлась "тринкет", грот-мачта - "майстра", бизань-мачта - "мезана". Чёткого, официально установленного различия в Петровскую эпоху между галерой и полугалерой фактически не существовало. Поэтому в документах и письмах современников одни и те же суда могли именоваться по-разному. Обычно гребные суда галерного типа, имевшие до 18 банок (то есть до 18 пар вёсел), относились к полугалерам. Наибольшее распространение в русском флоте в это время получили 15-16-баночные полугалеры, имевшие длину по палубе 35-39 м, глубину корпуса 2,1-2,3 м, осадку 0,9-1,2 м, ширину (с постицами) 4,4-5,1 м. Их вооружение составляли одна 12-фунтовая куршейная пушка, расположенная на куршее под рамбатом, и две 3-фунтовые погонные пушки, установленные рядом. На каждое весло приходилось по 3-4 гребца.

    Банки на русских судах ставились под углом 81-83° к борту в нос. У каждой банки предусматривались подножки для упора ног ("ступени"). На тех флотах, где гребцами были каторжники или пленные, их приковывали за ногу именно к этой подножке, а не к вёслам, так как вёсла при определённых условиях, например при достаточном попутном ветре, убирались.

    Кроме гребцов, на полугалерах и галерах размещалось от 24 до 40 матросов, 9-14 офицеров и унтер-офицеров и 125-150 солдат для абордажа или десанта. Галеры петровского флота имели большие размеры и нередко выполняли роль флагманских кораблей. Скорость судов такого типа обычно составляла 5-6 узлов, при форсированной гребле 7-7,5 узла; при частичной замене гребцов они проходили за день до 40 миль.

    Галеры и полугалеры, сооружённые на русских верфях, были грозными боевыми судами, активно защищавшими балтийское побережье, возвращённое России при Петре I. Они входили в состав русского флота почти целый век. Последние галеры для русского флота были построены в 90-х годах XVIII века.

TBN.ru - СЕТЬ, ЖИВУЩАЯ ПО ПРАВИЛАМ
TBN.ru
TBN.ru

QLE/120x60 Light

QLE/120x60 Light

    Сайт Разнообразие © 2001-... разрабатывает Игнатий Головизнин.

Хостинг от uCoz