На главную страницу сайта "РАЗНООБРАЗИЕ"
Главная страница сайта
Мои программы Немного истории Рыбки Халява или шара Гостевая книга
Отборные игры и мои программы Военная история и техника Рыбки и все про них Халява или шара Моя гостевая книга

Броненосные тараны или броненосцы-тараны - "средство кулачного боя кораблей" или "близорукость морских теоретиков"

    Одним из курьёзов истории военного кораблестроения второй половины XIX века, стало преклонение адмиралов перед таранной тактикой ведения морского боя. Возрождение этого нового, а точнее говоря, хорошо забытого старого, оружия обязано превосходству брони над артиллерией. Парадоксально, но факт: до сих пор существует мнение, что железный, а то и вовсе деревянный выступающий под водой бивень (или, как его ещё тогда называли - "шпирон") оказался чуть ли не единственным средством нападения, способным потопить бронированный корабль неприятеля. Если бы это утверждение было истинным, то абордаж, как средство нападения на вражеский корабль перешло бы с века "деревянных кораблей" в век "железных кораблей". Ни один броненосец не может подойти вплотную к другому по нескольким причинам: во-первых - артиллерия хоть и была слабой, но всё же смогла бы потопить (или во всяком случае не допустить к себе) корабль противника; а во-вторых - новое оружие - самодвижущиеся мины - было очень грозным оружием и предназначалось именно для ближнего боя (удивительно почему самодвижущаяся мина не выжила шпирон?). Это и доказывает история; единственное успешное применение тарана броненосцем "Фрединандом Максом", стало возможным лишь после выхода из строя руля броненосца "Ре д'Италия". Естественно неуправляемый броненосец "Ре д'Италия" не мог сосредоточить огонь своей артиллерии на противнике.

    Первый опыт боевого применения тарана относиться к периоду гражданской войны в США. Сначала броненосец южан "Вирджиния" (более известный под первоначальным названием "Мерримарк") шпироном отправил на дно деревянный фрегат федералистов "Камберленд"; затем в боях на Миссисипи обе воюющие стороны потеряли 4 канонёрки, не считая ещё нескольких повреждённых. Свидетельством мощи нового оружия стал таранный удар парохода "Куин оф зе вест", переоборудованного северянами в военный корабль: он буквально разрезал пополам корпус своего противника "Генерала Лоуэлла".

    Вместе с тем все эти случаи произошли в ходе сражений в закрытых акваториях - реках и заливах. Кроме того, жертвами становились слабо защищённые деревянные суда. Действительно, уж кого, а деревянные суда кроме, как тараном не потопишь... Поэтому всерьёз о таране заговорили несколько лет спустя, после Лиссы. Роковой удар флагманского корабля "Фрединанда Макса" адмирала Тегетгофа в борт "Ре д'Италии" явился первым и последним примером успешного использования тарана против броненосца в открытом море.

    С этого момента идея возрождения тактики античных флотов овладела умами адмиралов практически всех стран. Среди сторонников тарана оказались будущий английский морской стратег Ф.Коломб и главный кораблестроитель французского флота Дюпюи-де-Лом, герой Лиссы фон Тегетгоф и талантливый русский адмирал Г.И.Бутаков. Это увлечение наложило свой отпечаток и на взгляды будущего флотоводца С.О.Макарова.

    Но всё же наиболее последовательным в "претворении в жизнь" таранной тактики стало Британское адмиралтейство. Благодаря энтузиазму (достойному лучшего применения!) адмирала Джорджа Сарториусса на островах "туманного Альбиона" возникла масса курьёзных проектов специальных кораблей-таранов: от неосуществлённого переоборудования пассажирского парохода-гиганта "Грейт Истерн" до воплощённого в металл "Полифемуса". (Первый включал в себя установку брони, тяжелых орудий и даже "стреляющих" кипятком башенок для защиты от абордажа; второй являлся 2640-тонным судном, всё вооружение которого составляли крепкий стальной форштевень и 5 торпедных аппаратов, причём последние установили уже в ходе его постройки).

    Кроме того, именно в Англии родился новый тип линкора, известный как "броненосный таран". Примечательно, что английское слово "ram" в переводе означает не только "таран", но и "баран" - это произошло явно из-за традиции античных кораблестроителей украшать шпироны своих триер отлитым из бронзы наконечником в виде головы барана. Поэтому словосочетание "armoured ram" можно перевести и как "броненосный баран". Весьма символично: корабли-тараны нередко вели себя подобно этим животным.

    Судите сами. В 1869 году русский броненосец "Кремль" ударом таранного форштевня отправил на дно своего боевого товарища - фрегат "Олег". Два года спустя броненосец "Адмирал Спиридов" протаранил "родного брата" - броненосец "Адмирал Лазарев", которого от гибели спасла только близко берега, поскольку авария произошла прямо в гавани Кронштадта. В 1873 году испанский броненосец "Нумансия" наскочил на корвет "Фернандо-эль-Католико"; последний затонул почти со всем экипажем. 1875 год ознаменовался сразу тремя катастрофами: английский броненосец "Айрон Дюк" протаранил и потопил корабль своего же класса "Вэнгард", французкие броненосцы "Жанна д'Арк" и "Т??ис" (может кто подскажет как корабль называется?) нанесли смертельные удары форштевнями военных судам "Форфаит" и "Рейна Бланш". Через три года - новая трагедия: от тарана германского броненосца "Кёниг Вильгельм" погиб со всем экипажем броненосец "Гроссер Курфюрст", тоже германский. Затем - ещё несколько столкновений. И, наконец, крупнейшая катастрофа, случившаяся в 1893 году: броненосец "Кэмпердаун" отправил на дно флагмана британской средиземноморской эскадры "Викторию" вместе с вице-адмиралом Джоржем Трайоном и большинством команды... Таким образом, таран превратился в "оружие против своих", нанеся гораздо больше ущерба флотам собственным, нежели неприятельским.

    Увы, все эти инциденты вовсе не заставили морских теоретиков пересмотреть своё мнение о "средствах кулачного боя кораблей" (столь образно назвал таран один английский адмирал). Наоборот, в ответ появились совсем анекдотические конструкции. Например, съёмный таран, которым оснастили корабль её величества "Шэннон" - первый в мире бронепалубный крейсер (у него так точно не было шансов подойти вплотную к кораблю противника для таранного удара, поскольку бронепалубные крейсера были предназначены для дальних боёв). В мирное время "Шэннон" нёс свой треугольный шпирон в трюме, дабы не угрожать своим судам. А в случае угрозы войны экипаж дружно брался за дело - прикреплял его к форштевню...

    В итоге можно утверждать, что неудачная идея породила целый класс кораблей, не оправдавших возложенных на них задач. В результате одни из них стали бесполезными, а другим - нашли применение в другой области военных заданий.

TBN.ru - СЕТЬ, ЖИВУЩАЯ ПО ПРАВИЛАМ
TBN.ru
TBN.ru

QLE/120x60 Light

QLE/120x60 Light

    Сайт Разнообразие © 2001-... разрабатывает Игнатий Головизнин.

Хостинг от uCoz