На главную страницу сайта "РАЗНООБРАЗИЕ"
Главная страница сайта
Мои программы Немного истории Рыбки Халява или шара Гостевая книга
Отборные игры и мои программы Военная история и техника Рыбки и все про них Халява или шара Моя гостевая книга

Германские тральщики в первой и второй мировых войнах

    Утро 28 августа 1914 года 3-й дивизион тральщиков кайзеровского флота встретил обычной работой. Немцы старательно "утюжили" заданный район к западу от острова Гельголанд, проверяя, нет ли мин в манёвренной зоне германского Флота открытого моря. И вдруг в редеющей полосе тумана показался сначала длинный серый силуэт четырёхтрубного крейсера, а за ним - эсминцы: первый, второй... десятый... пятнадцатый...

    Это был авангард английских сил, вышедших в рейд к Гельголандской бухте - 3-я флотилия эсминцев во главе с крейсером "Аретьюза". Спустя несколько минут по немецким тральщикам был открыт ураганный огонь. Старые "миноловы", прослужившие по 20-30 лет, отступая, не могли развить ход более 15 узлов, поэтому дистанция быстро сокращалась до 1000 м, шести- и четырёхдюймовые снаряды градом сыпались вокруг головного тральщика - переоборудованного дивизионного миноносца D-8 и ближайшего к нему Т-43. С наблюдательного поста на острове Гельголанд насчитали свыше 800 взрывов около их бортов. Попаданий избежать было невозможно. Снаряд с крейсера пробил борт D-8 на уровне ватерлинии, прошёл насквозь угольную яму и ударился в перегородку, отделяющую бункер от машинного отделения. Перегородка прогнулась, но выдержала. На мостике был убит командир и большинство офицеров; из перебитого главного паропровода вырывался горячий пар, механизмы были изрешечены осколками; но тральщик продолжал уходить от противника, непрерывно стреляя из своих трёх 50-мм пушек. Лишь после того, как подоспевший к месту боя немецкий крейсер "Фрауэнлоб" прикрыл дивизион от огня, D-8 остановился. За 40 минут боя ни один из находившихся в совершенно безнадёжном положении маленьких кораблей не был потоплен, хотя D-8 и T-43 пришлось увести на буксире.

    Так закончилось первое из многочисленных боевых столкновений, в которых пришлось принять участие немецким тральщикам в годы обеих мировых войн. И результат его нельзя назвать случайным: при создании кораблей этого класса немцы придавали существенное значение их живучести.

    К началу первой мировой войны тральные силы Германии были подготовлены куда лучше, чем у держав Антанты. В срою, правда, не было ни одного корабля специальной постройки, но имелось три флотилии старых миноносцев типа T-11 (85 т, скорость с тралом 15 узлов) и T-43 (125 т, 18 узлов), вооружённых одной 50-мм пушкой. Во главе флотилий стояли 330-тонные миноносцы D-3, D-4, D-7, D8 и D-9, имевшие чуть больший ход и вооружённые тремя орудиями такого же калибра. Они добросовестно прослужили почти всю войну; 17 из них погибли на минах и в сражениях.

    Однако немцам, как и их противникам, вскоре стало ясно, что минная война принимает неожиданно широкие масштабы и без кораблей специальной постройки им не обойтись. Проект "искателя мин" разработали очень быстро, и уже в 1914 году в строй стали вступать первые из 26 450-тонных кораблей серии M-1. Несмотря на относительно небольшие размеры, они оказались вполне мореходными, а максимальная скорость, равная 16 узлам, при постановке трала уменьшалась всего на 3 узла. Двухвальная установка обеспечивала хорошую манёвренность. Все 176 заказанных тральщиков специальной постройки были близки по внешнему виду и характеристикам; ряд изменений в проектах 1915 и 1916 годов учитывали накапливающийся боевой опыт. Так, начиная с M-27 оба котла устанавливались в отдельных отсеках, что увеличивало живучесть двигательной установки. Выполнялись и требования руководства флотом: если первые корабли имели по два 88-мм орудия, то серия M-27 получила уже три таких пушки, а начиная с M-84 стандартным вооружением стали две стопятидесятимиллиметровки, стреляющие снарядами весом по 17 кг. Теперь они вполне могли вступать в бой с английскими эсминцами (имевшими на вооружении две-три 102-мм пушки с 11-килограммовыми снарядами), став своего рода "линкорами" среди малых и вспомогательных судов. Все немецкие тральщики серий 1915 и 1916 годов могли использоваться и для минных постановок, принимая на борт до 30 мин.

    В общем, проект оказался удачным, а сами корабли - прочными и надёжными, что и отразилось на их последующей судьбе. После поражения Германии все классы её боевых кораблей были уничтожены практически полностью, но тральный флот уцелел: немцев обязали очистить от собственных заграждений обширные районы Северного и Балтийского морей. Правда, в составе "рейхсмарине" - куцего флота Веймарской Германии - осталось лишь 37 кораблей типа M. Остальные в начале 20-х годов продали различным малым странам и частным фирмам. Так M-68 стал латвийским сторожевым кораблём "Вирсайтис", а M-59, купленный вначале за мизерную по тем временам сумму в 1 млн. марок частными лицами, в 1927 году попал в Литву, получив название "Президент А.Сметона" и исполняя универсальную роль единственного крупного корабля литовского флота и президентской яхты. Оба они в 1940 году вошли в состав ВМФ СССР; T-297 (бывший "Вирсайтис") участвовал в обороне Ханко и погиб на мине, а "Коралл", как стал именоваться в конце концов литовский корабль, дослужил до середины 50-х годов. Ещё один бывший тральщик, M-105, также получил высокий статус президентской яхты "Голондрина" в Аргентине.

    Но наиболее удивительные судьбы ждали те немецкие "миноловы", которые оказались в руках частных фирм. Крепкие и универсальные корабли стали предметом неоднократных перепродаж и спекуляций. Так, бывший M-147 переменил 9 названий и 11 хозяев из разных стран, от Мексики до Таити, и закончил свою карьеру в 1966 году, затонув в шторм в Калифорнийском заливе под флагом маленькой мексиканской компании. M-151 под вполне интернациональным и, видимо, поэтому стабильным названием "Космос" успел побывать почти у всех "банановых республик": Никарагуа, Гондураса, Панамы и Коста-Рики, пока не попал в более солидную Мексику, став "Президенте Мадеро". Он также дожил до "глубокой старости" и вернувшись в Коста-Рику, затонул в 1964 году.

    Большинство из оставшихся в "рейхсмарине" тральщиков постройки 1914-1917 годов в 1940-м вновь ввели в строй, добавив цифру 5 перед прежним номером. Из них пережили и вторую мировую войну 16.

    Большие тральщики стали основными, но не единственными единицами противоминных сил кайзеровской Германии. В 1917 году немцы столкнулись с новой опасностью - минами, выставляемыми на мелководье. За короткий срок на них погибло 4 корабля типа M, и было решено создать специальный прибрежный тральщик. Проект опять-таки удалось разработать очень быстро - за счёт того, что новый тип FM стал уменьшенной копией своих более крупных собратьев. 66 кораблей этого класса были построены в самом конце первой мировой войны и после её завершения также разошлись по частным компаниям и малым странам. Четыре попали в ВМС Польши, а два - в Албанию. FM-24 закончил свою карьеру иранской канонёрской лодкой, последовательно сменив три названия ("Фатийя", "Пахлави" и "Шанин").

    Наконец, для очистки рейдов, непосредственных подходов к портам и мелководных плесов между островами Балтийского моря немцы применяли свои самые малые рейдовые тральщики типа F с деревянными корпусами. Часть этих судёнышек использовалась со специальных плавбаз тральных сил, в число которых в конце войны попали устаревшие броненосцы типа "Виттельсбах", "Швабен", "Пройссен" и "Лотринген". Из 75 построенных "F-ботов" только один погиб от своего главного врага - мины. После войны они применялись в основном на реках, став в ряде стран весьма популярным средством речной полиции.

    В годы первой мировой войны немецкие тральщики применялись весьма интенсивно и несли значительные потери. Свыше сотни кораблей этого класса, как переоборудованных, так и специально построенных, отправились на дно. Постоянная их нехватка вынудила немцев создать новый вид противоминных сил - прорыватели заграждений. Идея была крайне простой и прямолинейной. Обычные торговые суда, трюмы которых загружали бочками (для повышения живучести), засыпали песком (для увеличения осадки и, соответственно, глубины "траления"), потом их выпускали перед боевыми кораблями и конвоями. Вначале для этого брали самые ветхие и старые суда, но после гибели нескольких немцы вполне благоразумно решили, что выгоднее использовать исправные и живые транспорты, каждый раз возвращая их в строй после подрыва на минах. В результате погибло всего 8 прорывателей, но дальнейшему осуществлению этой задумки помешал недостаток подходящих судов и... дефицит пустых бочек.

    Уже в самом конце войны фирма "Зеебек" разработала проект специального тральщика, основанный на том же принципе, что и прорыватели заграждений. Этот оригинальный корабль представлял собой катамаран, каждый из корпусов которого имел длину 26,5 м, ширину 2 м, осадку 5 м и водоизмещение 420 т. Между корпусами и вокруг них на глубине 4,5 м размещалась специальная рама с ножницами и подсекателями мин. Ширина захвата такой "минокосилки" равнялась 17 м. Но проект постигла участь большинства немецких идей "чудо-оружия" первой и второй мировых войн: поражение Германии оставило его нереализованным.

    Готовясь к новому военному походу, фашистская Германия предпочла сделать ставку на старые испытанные корабли. Основой трального флота конца 30-х годов стал всё тот же тип M. Последовательно строившиеся серии, начиная с "типа 1935 года" и заканчивая "мобилизационным 1939 года", имели лишь незначительные различия. Компоновка практически полностью повторяла установившуюся на последних кайзеровских предшественниках: двухвальная установка, два котла Вагнера в отдельных отсеках, два 105-мм орудия - правда, новой модели.

    В ходе войны на некоторых из них установили совсем уже вроде бы несвойственное для тральщиков вооружение - два торпедных аппарата калибра 533 мм. Предполагалось, что они смогут отстреливаться из них от преследующих более мощных кораблей противника.

    Следует отметить любопытный факт, что если в первую мировую войну каждая последующая серия тральщиков оказывалась более совершенной по сравнению с предыдущей, то во вторую наблюдалась обратная тенденция. За 69 первыми кораблями, вновь получившими номера, начиная с M-1, последовали 127, построенных по "военному" проекту 1940 года. Конструкция была предельно упрощена; в качестве топлива вместо нефти, которой постоянно не хватало, использовался уголь. Водоизмещение уменьшилось до 545 т, до 16,5 упала и скорость. Одно из 105-мм орудий заменили пятью дополнительными 20-мм "эрликонами", но уже в военное время часть кораблей получили вторую 105-мм пушку и три-четыре 40-мм "бофорса". С учётом опыта войны был разработан "проект 1943 года". Он предусматривал секционный принцип сборки корпусов: 7 секций изготавливались отдельно в самых разных уголках оккупированной Европы - Вене, Тулоне, Ростоке и Кенигсберге, после чего собирались в единое целое на немецких верфях. Такая "кооперация" в условиях начинавшегося развала "третьего рейха" оказалась фатальной - в строй удалось ввести только 18 единиц.

    Послевоенную судьбу бывших фашистских тральщиков можно назвать традиционной. Из них вначале образовали "Германскую администрацию траления" и заставили очищать от мин всё те же Северное и Балтийское моря, и затем раздали союзникам. Около 40 кораблей при этом вошли в состав ВМФ СССР. Удачная конструкция нескольких поколений немецких тральщиков оказала заметное влияние на развитие тральных сил целого ряда стран. В Румынии их строили по лицензии, в Испании уже после второй мировой войны вошли в строй 7 кораблей типа "Бидасоа", практически полностью повторявших "тип 1939 года". Тот же проект послужил основой и для удачных аргентинских тральщиков и фрегатов.

TBN.ru - СЕТЬ, ЖИВУЩАЯ ПО ПРАВИЛАМ
TBN.ru
TBN.ru

QLE/120x60 Light

QLE/120x60 Light

    Сайт Разнообразие © 2001-... разрабатывает Игнатий Головизнин.

Хостинг от uCoz