На главную страницу сайта "РАЗНООБРАЗИЕ" | ||||
Отборные игры и мои программы | Военная история и техника | Рыбки и все про них | Халява или шара | Моя гостевая книга |
Русалка, Чародейка
Страна |
Россия; Россия |
Заложен в |
1866 году; 1866 году |
Спущен на воду в |
1867 году; 1867 году |
Введён в строй в |
1868 году; 1868 году |
Водоизмещение |
2 026 тон; 2 026 тон |
Длина корпуса |
62,9 метра; 62,9 метра |
Ширина корпуса |
12,8 метра; 12,8 метра |
Углубление корпуса |
3,3 метра; 3,3 метра |
Экипаж | |
Бронирование |
борт и башни 96-114 мм; борт и башни 96-114 мм |
Вооружение |
4 - 229-мм орудия 4 - скорострельные пушки; 4 - 229-мм орудия 4 - скорострельные пушки |
Силовая установка |
паровая машина (705 л.с.); паровая машина (705 л.с.) |
Запас хода | |
Скорость |
9 узлов; 9 узлов |
Дополнительно |
Броненосец береговой обороны "Русалка" заложен в Петербурге и спущен на воду 31 августа 1867 года.
"Русалка" вышла из Ревеля в Гельсингфорс (из Таллинна в Хельсинки) утром 7 сентября 1893 года и сразу же скрылась в плотном тумане: около 11 часов утра её видели с Ревельштэйнского плавучего маяка, и это было последнее достоверное свидетельство о навсегда исчезнувшем броненосце. В Гельсингфорсе он не появился ни в этот, ни в последующие дни. Лишь тогда заговорили о странных орудийных выстрелах с моря, которые слышали рыбаки на острове Эстлуотан в тот роковой день. И лишь тогда начали догадываться о происхождении обломков, выброшенных морем на камни и мелкие острова южнее Гельсингфорса и восточнее маяка Грохар и плавучего маяка Эрейс-Грунд. Среди обломков был и капитанский мостик "Русалки".
Немедленно предпринятые поиски корабля не дали никаких результатов. Безуспешными оказались и розыски, проведенные весной 1894 года, когда ни кошки, ни тралы и электромагнитные приборы Мак-Эвоя, ни водолазы, ни наблюдатели аэростатов не смогли обнаружить никаких следов броненосца на дне Финского залива. Корабль и 178 человек его экипажа во главе с командиром капитаном II ранга В.Иенишем исчезли бесследно.
Но вот что удивительно: за 24 года до катастрофы нашелся один человек, указывавший на реально существующую опасность, грозящую "Русалке" гибелью, - С.О.Макаров...
Знаменитый флотоводец начал свою офицерскую службу именно на этом броненосце. И летом 1869 года он стал свидетелем того, как грозный по тем временам корабль чуть было не погиб от ничтожной причины. Следуя шхерами в отряде мониторов, броненосец коснулся правой скулой подводного камня и получил пробоину, "через которую, - по словам Макарова, - вливалось 50 ведер воды в минуту". Броненосец "потонул бы, если бы не стал носом на мель". И это несмотря на двойное дно и обилие водоотливных помп - они, как выяснилось, не могли откачивать воду из междудонного пространства.
Авария "Русалки" дала Макарову повод к разработке ряда способов повышения непотопляемости боевых кораблей. В одной из своих первых старей он, в частности, предлагал три новшества: высокопроизводительные устройства для откачки воды, ставший впоследствии знаменитым рейковый пластырь для заделки пробоин и систему выравнивания крена и дифферента путем затопления отдельных отсеков корабля. Но когда юный мичман представил свои соображения создателю "Русалки" адмиралу А.С.Попову, тот не оценил его идей, назвав их "незрелыми". Это не остановило Макарова, и он направил рукопись в журнал "Морской сборник". Ёе опубликовали в трёх номерах весной 1870 года под названием: "Броненосная лодка "Русалка" (Исследования плавучести лодки и средства, предлагаемые для усиления этого качества)".
Эту работу высоко оценил командующий практической эскадрой Балтийского флота адмирал Г.И.Бутаков, который признал правильными все расчёты Макарова и дал им дальнейший ход. Многие его рекомендации были приняты и спасли немало русских кораблей, но выравнивание корабля затоплением неповреждённых отсеков, по словам академика Д.Н.Крылова, "показалось Морскому техническому комитету столь великой ересью, что понадобилось 35 лет, гибель Макарова, Цусима... чтобы убедить в справедливости, практической важности и осуществимости идей 22-летнего мичмана...". И, быть может, пренебрежение именно этой макаровской рекомендацией погубило "Русалку".
Сайт Разнообразие © 2001-... разрабатывает Игнатий Головизнин.